Развитие творческих способностей в детском возрасте
Сегодня общество нуждается в креативных личностях, которые готовы принимать нестандартные решения, генерировать новые идеи, не останавливаться на достигнутом, смело идти вперёд. Такие люди адекватно оценивают себя и свои возможности, независимы, стремятся быть на передних рубежах с тем, чтобы совершить научный прорыв в различных отраслях, создать новые вакцины, рассмотреть возникающие вопросы с различных позиций и предложить наиболее верный вариант решения, в целом, принести пользу. Они имеют хорошо развитые творческие способности, что позволяет им легко идти в ногу со временем, приспосабливаться к изменениям, происходящим вокруг.
Развитие творческих способностей осуществляется с развитием личности ребёнка и продолжается в течение всей жизни на всех возрастных этапах.
Так, возраст 3-5 лет сензитивен для развития данного феномена. Детское литературное и художественное творчество особенно ярко проявляется в этот период, когда ребёнок готов к социализации, с одной стороны, и ещё не социализирован, с другой. Социальное подкрепление творческого поведения, создание условий для творческого подражания, наличие позитивного образца стимулируют развитие творческих способностей. В этом возрасте дети неожиданно начинают сочинять сказки и стихи, находят неожиданные применения обыкновенным предметам, оригинально модифицируют сюжеты игр. Они стремятся подражать значимому взрослому, который их поддерживает в творческих проявлениях, повышает интерес ко всему необычному, поощряет желание рисовать, сочинять музыку, придумывать различные истории, танцевать новые движения, создавать творческий продукт. Дошкольник не просто копирует творческий образец, а, опираясь на новый творческий опыт, приобретаемый в процессе общения с творческим взрослым, стремится создать что-то своё, развивая тем самым свои творческие способности.
В младшем школьном возрасте авторитетный и эмоционально привлекательный взрослый продолжает оставаться притягательным центром для подражания. Ориентируясь на образец творческого поведения взрослого, младший школьник стремится создавать новый и оригинальный творческий продукт. Если репродуктивное подражание предполагает копирование поведения образца, то творческое способствует усвоению и воссозданию новых форм поведения, освобождению от отработанной идентификации с личностью нетворческого образца и обретению творческой самостоятельности. В таком контексте учитель, умеющий импровизировать, освобождённый от шаблонов, в рамках нерегламентированной среды, сможет побудить обучающегося к творчеству.
Подражание творческим образцам как этап перехода от наивного творчества к творчеству «взрослому» возникает в 8-15 лет, появляясь снова в возрасте шестнадцати лет, после продления фазы первичного подражания [1].
Далее, остановимся на том, влияет ли семья на развитие творческих способностей детей.
По мнению В. Н. Дружинина, больше шансов проявить творческие способности имеет старший сын или единственный сын в семье; в семьях, где отец старше матери; где уделяется повышенное внимание способностям ребёнка, поощряется нестереотипное поведение; когда среди близких ребёнку людей есть творческие члены семьи, с которыми он бы себя идентифицировал. Ранняя смерть родителей может привести к отсутствию образца поведения в семье с ограничением поведения в детстве [1].
Мы не столь радикальны в рассуждениях, достаточно того, что ребёнок, воспитывающийся в любящей семье, где царит лад и взаимопонимание, при первых признаках уникальности поступает в учреждения дополнительного образования с тем, чтобы развивать свой творческий потенциал. Это могут быть музыкальная школа или школа искусств, различные кружки, школа актёрского мастерства, факультативы с творческим акцентом и др. Особую ценность приобретают идеи комплексного освоения искусств. Так, через музыку ребёнок способен развить творческое воображение, художественно-образное мышление, творческие способности. Импровизируя, ребёнок без предварительной подготовки реализует свой творческий замысел в законченном виде.
Преимущество изобразительной деятельности заключается в ситуации специально организованного восприятия картин и последующего активного включения ребёнка в разнообразные формы ИЗО. У детей возникает определённое эмоциональное переживание, обусловленное влиянием произведения искусства на эмоциональную сферу, включается творческое воображение и творческое мышление. Детям интересно импровизировать и создавать рисунок одновременно под влиянием возникающих эмоциональных состояний и мыслей.
Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через ролевые игры способствует их интеллектуальному развитию, проявлению творческой индивидуальности, пробуждает интерес к театру, желание перевоплощаться в новые образы.
Представьте, что творческие способности – это зёрнышко, которое при благоприятных условиях прорастёт, в дальнейшем может превратиться в дерево с мощной корневой системой и будет плодоносить. Другими словами, закладка будущих успехов ребёнка, развитие его творческих способностей пропорциональна затраченным родительским усилиям. Если в семье растёт творческий ребёнок, и родители заинтересованы в развитии его потенциала, проявляют заинтересованность в его творческом продукте, поддерживают, подбадривают, создают условия внутри семьи и за её пределами с тем, чтобы их малыш творчески развивался, то это, разумеется, принесёт в будущем свои плоды.
Кроме того, сами творческие родители могут являться спусковым механизмом, благоприятно действующим на ребёнка. Стоит вспомнить в качестве примера актёрские династии (Лазаревы, Яковлевы, Стриженовы, Боярские и др.), в которых дети уже с детства пронизаны волшебством сцены.
Иная ситуация происходит в семьях, в которых родительские усилия направлены только на обеспечение ребёнка продуктами питания, одеждой, а на иное внимание не уделяется. В такой семье малыш, имеющий творческие задатки, со временем «затихает». Если вернуться к примеру с зернышком, которое посадили в землю и оставили прорастать, не ухаживать за ним, не поливать, не рыхлить и не удобрять землю, то в результате из зёрнышка прорастёт либо хилое растение, либо ничего не вырастет. Это не значит, что творческие способности навсегда угаснут. Со временем, при создании условий, данный феномен будет развиваться.
Итак, родители уже с детства могут помочь ребёнку развить творческий потенциал, создав условия в семье, став примером для творческого подражания или предложив на выбор посещение учреждений дополнительного образования. Главное – дать возможность ребёнку обрести себя, свою уникальность, чтобы он почувствовал почву под ногами, поддержку и любовь со стороны родных и сам захотел достичь большего.
Деятельность, мотивированная на успех, протекает на фоне положительного настроя. Детям свойственна эмоциональная отзывчивость на яркое, красочное. Творческая деятельность сопровождается адекватной тревожностью, поскольку таит в себе ситуацию новизны и неопределённости, направлена на преодоление препятствия и может стать источником успеха, отсюда, важно создать эмоционально комфортную атмосферу, в которой творческий ребёнок будет чувствовать себя уверенно.
Однако, существует вероятность отклонение в здоровье ребёнка принять за творческий аспект. Так, проводя диссертационное исследование, мы столкнулись с одной проблемой. В экспериментальной группе оказался мальчик, который перечислил большое количество ассоциаций на определённые слова, только они не соответствовали литературной лексике. С одной стороны, ребёнок воспроизвёл много ассоциаций, тем самым выполнил задание и показал, в соответствии с методикой, прекрасный результат. С другой стороны, это нельзя было в дальнейшем использовать. Побеседовав с классным руководителем, выяснили, что родителям данного обучающегося неоднократно рекомендовали посетить психиатра, медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, не дало результата. Мы вывели этого ученика из эксперимента, но, чтобы не задеть чувств мальчика, не усугубить его эмоциональное состояние, оставили его вместе с другими детьми работать в рамках творческой программы.
Таким образом, творческие способности нужно развивать с детства. Став взрослым, творческий человек, как правило, востребован на рынке труда, в ситуации пандемии всегда найдёт применение своему творческому взгляду и практическим навыкам. В обыденной жизни его нестандартное мышление, генерирование оригинальных идей, умение брать на себя ответственность при решении сложных задач, создавать творческий продукт способствуют повышению рейтинга среди профессионалов и высокий спрос на такого специалиста в любой организации.