Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
Сегодня общество вынуждено жить в новых реалиях, поскольку пандемия внесла свои коррективы в размеренный ритм жизни многих россиян. И в сложившейся ситуации творческим людям гибче приспосабливаться к создавшимся условиям. Ведь творческий человек способен не только оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций, но и чувствителен ко всему новому, способен на импровизации, обладает эмоциональным позитивизмом, стремится к саморазвитию и созданию творческого продукта. Отсюда, умение найти себе интересное дело, выразить себя в творчестве, не выходя из дома, способствуют развитию творческих способностей человека, и помогает ему адаптироваться при самоизоляции.
В детском возрасте происходит закладка фундамента, включающего в себя открытость опыту, любознательность, желание экспериментировать, получать новые знания, перевоплощаться, поэтому актуализация творческих способностей детей сегодня расширяет их творческие возможности, способствует созданию новых идей, которые ребёнок воплощает в рисунках, поделках, играх, собственном проекте, а завтра может повысить качество общественных реформ.
В психологической науке определились некоторые общие акценты в изучении творческих способностей: подчёркивается, что основой для их возникновения являются творческие задатки (биологическая предпосылка), отмечается, что творческие способности играют важную роль в определении успешности осуществления человеком той или иной деятельности, в создании материальной и духовной культуры.
Творческие способности рассматриваются как способность к осуществлению ситуативно нестимулированной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности (Богоявленская Д. Б.); как общая творческая способность, способная к преобразованию знаний (Дружинин В. Н.); составляющая креативности (Ермолаева-Томина Л. Б.) [1].
Мы предполагаем, что творческие способности – это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, мотивационный и эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения деятельности, носящей творческий характер [1].
Развитие творческих способностей детей является динамическим процессом, который осуществляется одновременно с развитием ребёнка на протяжении всей его жизни. При этом, необходимым аспектом здоровой и гармоничной жизни человека является творческая деятельность. Ребёнок, опираясь на усвоенные знания, в процессе творческой деятельности способен разрушить фиксированные нормы и выйти за их пределы в новые области познания, создавая нечто своё, неизведанное ранее.
Итак, рассмотрев понятие «творческие способности», точки зрения в психологии на данный феномен и особенности его развития у детей, остановимся на формах работы с детьми по развитию творческих способностей в условиях самоизоляции.
Например, занятия с ребёнком изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники. Это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться, и ещё, это очень интересно. Кода ребёнок рисует вместе с мамой, папой, другими членами семьи, возникает чувство единения, силы, желание создавать что-то своё, где гармонирует и цвет, и линия, и сюжет. Ребёнок рисует как на отдельном листе бумаги, так и на листе ватмана, где все участники вносят свой вклад в совместный рисунок.
К нетрадиционным техникам можно отнести следующие: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, сочетание восковых мелков и акварели. Кроме того, к ним относятся также кляксография обычная и кляксография с трубочкой, клякография с ниточкой, набрызг, тычкование, рисование по сырой или по мятой бумаге, граттаж (рисование по восковой прокладке) и др. [2].
Так, игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию движений, творческое воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Или, например, монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам, и на одной половине рисует пейзаж. На другой половине лист предварительно протирается влажной губкой для более чёткого отпечатка, и в результате получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка [2].
Кроме того, можно использовать пластик, нанести на него рисунок, затем положить на него влажный лист бумаги, сделать оттиск рисунка. Выбор материала для рисования методом монотипии ограничивается только фантазией юного художника. Для рисунка так же рекомендуется использовать бумагу, картон, кафельную плитку, стекло, металлическую пластину и др. Важно, чтобы материалы не пропускали влагу. При выборе красок можно использовать гуашь, акварель, пальчиковые краски. Инструментами для ребёнка могут послужить кисти разной степени жёсткости, скалки, ватные палочки, валики, тампоны из поролона либо создать отпечаток можно просто руками.
В самоизоляции и дети, и взрослые любят также рисовать традиционно. Здесь важно выбрать интересные темы. Например: «Детский сад на другой планете», «В стране чудес», «Необычный день», «Волшебная игрушка», «Дорисуй сказку», рисунки на свободную тему. Для младших школьников интересны такие темы, как: «Нарисуй свою сказку», «Звуки природы», «Волшебные фрукты», «В гостях у инопланетян» и другие темы, которые выберет юный художник. Обязательно с детьми необходимо проанализировать рисунок, задать вопросы, возможно, у ребёнка появится желание придумать рассказ по теме своего рисунка. Взрослые должны учитывать, что дети в самоизоляции ограничены в движении, лишены общения со сверстниками, поэтому им важно выплеснуть на бумагу эмоции, чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей, делать совместные физминутки в перерывах между деятельностью.
Также дети любят рисовать под музыку. Отсюда, ребёнку предлагают прослушать знакомую (или незнакомую) мелодию и изобразить сюжет на листе бумаги. При обсуждении он сам озвучивает сюжет, подбирает краски. Далее, ребёнок может рисовать под музыку или по памяти, напевая себе мелодию. Рисование под музыку подчёркивает выразительность детского рисунка, эмоциональное отношение к окружающему, развивает у него наблюдательность и демонстрирует индивидуальность.
Итак, наряду с использованием традиционных кисти и карандаша ребёнок может использовать собственные ладошки, различные печатки, трафареты, кляксы, что в целом способствует развитию у него творческих способностей, воображения, повышает мотивацию к созданию собственного творческого продукта, способствует появлению положительных эмоций и снижает тревожность.
Находясь дома, дети могут затосковать. Чтобы этого не произошло, можно предложить ребёнку поиграть в ролевую игру. Предлагается проблемная ситуация, которую члены семьи разыграют по ролям. В ходе игры участник может исполнять несколько ролей, происходит перевоплощение в различных персонажей в соответствие с выбранной ролью, отмечается выход за рамки привычного и знаемого, используется импровизация, что способствует развитию творческих способностей. При обсуждении игры участники анализируют творческое поведение каждого и предлагают варианты решений. Дети также любят играть в знакомые сюжетно-ролевые игры с использованием имеющихся игрушек и подручных средств. Они могут уединяться, накрыв стол покрывалом, и расположившись внизу. Или наряжаться в одежду родителей, подражая им, играть в «Семью». В этом случае не надо детей ограничивать.
Детям старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста нравится использовать инверсию, что предполагает перестановку слов, рассмотрение известных сказок, рассказов, событий противоположно тому, что есть в реальности. Благодаря данному методу дети учатся нестандартно мыслить, развивают дивергентное мышление, стремятся по-новому посмотреть на известное. Например, сказка «Три поросёнка». В ней волк по желанию ребёнка может стать трусливым, глупым, печальным, а поросята – смелые, жизнерадостные, находчивые. И сюжетная линия сказки будет выглядеть иначе. Или, сказка «Золушка». В новой интерпретации Золушка может стать сварливой и ленивой, мачеха – доброй и трудолюбивой, а дочери – заботливыми и ласковыми. Сказку можно рассказывать как с начала, так и с конца.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые формы работы с детьми в условиях ограничения их двигательной активности. Следовательно, последовательная и систематическая работа с детьми повышает у них творческую и познавательную активность, эстетическое восприятие к прекрасному, что способствует развитию творческих способностей.