Особенности переживания детьми горя утраты одного из родителей
Не каждый взрослый человек может смириться с болью утраты, а если это ребёнок, эмоционально привязанный к родным, который в одночасье потерял самое дорогое? В этой ситуации многое зависит от близких людей, в силу возможности способных восполнить утрату душевным теплом, любовью и заботой о ребёнке.
Рассмотрим притчу про мальчика, потерявшего близкого родственника. После похорон родственника бабушка заметила, что её внук был потрясён происходящим – растерян, в глазах ужас. Чтобы успокоить мальчика, она попросила сесть его в деревянное кресло и подержаться за подлокотники изо всех сил. Ребёнок выполнил просьбу, крепко держась в кресле, но бабушка, прилагая усилия, стащила его на пол. Мальчик очень ушибся, так как сопротивлялся, и с досадой потирал колени. После чего пожилая женщина предложила внуку снова сесть на кресло и не препятствовать, когда она будет его стаскивать. На этот раз бабушка легко стащила ребёнка вниз, и теперь всё обошлось без боли и травм. Бабушка взяла мальчика за руку, затем объяснила смысл своих действий. Обращаясь к внуку, она сказала, что подобное происходит и с кончиной. И только тебе самому выбирать, как уходить с этой земли и как отпускать тех, кто ушёл. Можно цепляться за своё горе, тем самым, причиняя себе боль и страдания, а можно принять случившееся, то, что нельзя изменить.
Исходя из притчи, мы видим, что в трудную минуту рядом с мальчиком находилась любящая бабушка, которая помогла внуку объективно увидеть возможные последствия горя утраты и сделать правильный выбор.
Дети способны переживать горе близкого человека, однако при осмыслении случившегося горя в отличие от взрослых, у них определённую роль играют бессознательные процессы. В большинстве случаев детскому горю свойственна запоздалая реакция, скрытость, неожиданность, острые проявления горя, откладывающиеся на месяцы.
Иногда осознание и переживание утраты приходит под воздействием значимого события, например, ещё одной потери. Внешне у ребёнка могут отсутствовать явные признаки: плач, изменение поведения, невротические симптомы. А вот открытое выражение детского горя может возникнуть для окружающих внезапно: ребёнок играл с игрушками, пел песенки, и вдруг резкий, громкий плач, словесные выражения эмоций. Кроме того, детское горевание неравномерно, отсюда, всплеск эмоций и поток слёз может неожиданно смениться оживлением или моментами веселья [2].
Хочется отметить, что для всех детей, не взирая на возраст, характерны искажения эмоциональных реакций, боязнь выразить грусть, гнев, замкнутость, тревожность. У них могут наблюдаться фобии, нарушения сна, чувство одиночества, тоска.
В наблюдениях практических психологов выявлены часто возникающие психологические реакции детей при потере значимого объекта: тревожность, замкнутость, изоляция и проблемы концентрации, печаль, тоска, гнев [1].
В качестве иллюстрации остановимся на случае из опыта работы.
Валя, 6 лет. Посещала дошкольное учреждение с двух лет. В семье скоропостижно скончался папа, суицид. Со слов девочки, мама хочет найти нового папу, а девочка любит прежнего и никого другого не хочет. Запрос поступил от воспитателя, так как девочка проявляла агрессию по отношению к сверстникам, ломала игрушки других, дерзила и выражала гнев по отношению к матери. В качестве защитной реакции она закрывала лицо руками, прижимала к себе колени, сидя на стульчике, уходила «в глубокую оборону». Психолог предложила ей нарисовать семью. Ребёнок вначале отказывалась выполнять просьбу психолога, однако через некоторое время успокоилась, и сама попросила лист бумаги, карандаши. Валя нарисовала относительно счастливую семью, где каждый держал друг друга за руки, на лицах у всех были изображены гротескные улыбки и огромные, прорисованные глаза. Внутренний мир девочки проявился на бумаге в виде идеальной семьи, в которой родители любили своего ребёнка, а последний – любил родителей. На вопрос психолога, почему девочка нарисовала всем такие огромные глаза, Валя ответила, что они гуляли в зоопарке и увидели, как крокодил вылез из клетки. Когда психолог с целью уточнения спросила о том, боялась ли Валя, что крокодил свободно гуляет по территории зоопарка и может ей навредить, девочка ответила, что не боялась этого животного, потому что с нею были папа и мама.
В беседе с Валей на следующей встрече было выяснено, что папа бил маму, но с девочкой он был добрым и заботливым, покупал ей новые игрушки, одежду, гулял во дворе, водил в кино. У мамы всегда болела голова, поэтому с дочерью она не играла, только заботилась. Девочка любила папу, и сейчас за ним очень скучает.
В беседе с мамой выяснилось, что со смертью мужа женщина получила облегчение, спокойствие, единственное, что её тревожило, это нехватка денег. Психолог рекомендовала матери эмоционально сблизиться с дочерью, поделиться чувствами, выразить к ней любовь, чтобы Валя почувствовала себя значимой и любимой. Женщина объяснила, что скоро выходит замуж в надежде, что в обновлённой семье дочь больше никого не будет огорчать.
Итак, у ребёнка налицо чувство озлобленности. Потеряв одного из родителей, Валя испытывала как бы двойную утрату, поскольку оставшийся в живых один из родителей (мать) из-за желания построить новую семью, в определённой степени отстранилась от неё эмоционально. Не получив поддержки и утешение со стороны матери, девочка ощутила себя потерянной и раздражённой, что отразилось на её поведении. И она начала выплёскивать свой гнев на сверстников, игрушки, иногда на маму.
Психокоррекционная работа с Валей проводилась в подгруппе и индивидуально.
Так, в подгруппу входило 7 человек, из них двое агрессивных детей. С участниками использовались специально подобранные игры и упражнения на занятиях психогимнастикой. На первом занятии Валя держалась вызывающе, иногда исподтишка делала безуспешные попытки пнуть какого-нибудь ребёнка из подгруппы, стремилась, чтобы дети выполняли её указания, игнорировала психолога. Позже девочка изменила тактику поведения. Так, на последующих занятиях Валя проявила инициативу, взяла на себя в подгруппе роль лидера. Ей понравилось двигаться под весёлую музыку и заниматься изобразительной деятельностью.
Использование рисования помогло всем участникам подгруппы обучиться навыкам адекватного восприятия, выражению эмоций, сняло напряжение. Кроме того, усилился эффект от проводимых на данных занятиях упражнений по распознаванию эмоциональных состояний по мимике и пантомимике. Отметим, что в работе с Валей на занятиях психогимнастикой применялись такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и фигурок, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование. Особенно удавались девочке этюды на выражение основных эмоций, в том числе на выражение гнева, и психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. А использование этюдов на расслабление мышц доставили ей удовольствие. Все проводимые мероприятия в рамках психогимнастики способствовали снижению у неё агрессии, эмоционального напряжения.
Наряду с работой в подгруппе, с Валей проводилась индивидуальная работа, которая включала элементы игротерапии.
Были использованы куклы из серии «Барби»: мама, папа, дочь. Девочка эмоционально разыгрывала некоторые семейные ситуации, брала на себя роль каждого из родителей, старалась с помощью куклы через игру привлечь к себе внимание родителей, показать, как она их любит, а они – её. Кроме того, проигрывая семейную идиллию, Валя с теплотой вспоминала о своей собачке Брик, которую очень любила.
В течение трёх месяцев психолог брала девочку один раз в неделю на индивидуальные занятия, оказывала ей поддержку и эмоциональное тепло. Иногда на занятия приходила мама, и тогда они играли вместе, разыгрывали совместные истории. Через игру к Вале начало приходить понимание, что папы действительно больше нет. Для этого использовалась фигурка собачки, с помощью которой девочка смогла понять смысл произошедшего с уже имеющимся у неё опытом (смертью собачки Брика). В тот момент на занятии присутствовала мама. Валя заплакала и разбросала куклы, психолог и мама обняли её, успокаивая ласковыми словами. Важно в этот момент предоставить ребёнку право вести себя в согласии со своими чувствами. Девочка постепенно успокоилась, её дыхание стало ровнее. Наступил момент, когда с помощью фигурки куклы Валя обняла папу, сказала, как она его сильно любит и никогда не забудет, находившая рядом мама повторила те же слова и действия. Она так же сказала, что всегда будет любить дочь и заботиться о ней.
После совместных занятий отношение матери к ребёнку изменилось в лучшую сторону. Она окружила дочь лаской и заботой, они стали вдвоём посещать кинотеатр, цирк, ТЮЗ, гулять в парке. Девочка успокоилась, начала посещать кружок рисования, конструктивно общаться с детками. Агрессия и тревога ушли, с благодарностью и любовью Валя вспоминала отца и понимала, что его больше нет.
Таким образом, в результате проведённой коррекционной работы дочь осознала, что папы больше нет. Участие мамы на занятиях, её любовь к своему ребёнку, изменение образа жизни способствовали тому, что девочка успокоилась, отпустила папу и приняла эту мысль.
Далее, рассмотрим пример из личного опыта.
Итак, Света (имя изменено), 4 годика, в целом, домашний ребёнок, детский сад посещала крайне редко, поскольку часто болела. Её очень любили и мама, и папа, и старшее поколение. Светочка тянулась к отцу, он был для неё примером для подражания. У девочки, как и у папы, были инструменты, только детские, специальная коробочка для лампочек (из ваты), имитация удочек и другие радости жизни мужчины, которые ребёнок скрупулёзно собирала и с любовью хранила. Любому, кто приходил в гости, Света с гордостью показывала достижения папы, будь то собранный шкафчик, развешанные гирлянды или компьютерные рисунки. Каждый вечер Света ждала папу с работы, уткнувшись носиком в окно, а затем гордо, взяв его за руку, гуляла во дворе. Папа также обожал свою дочь, рассказывал ей на ночь сказки, вечерами после прогулки вместе с мамой они играли в различные настольные игры. Особенно девочка любила праздники. Приходили гости, вместе с родителями готовила еду, используя детскую посуду, затем все вместе накрывали стол. В красивом платье, рядом с любимыми и любящими родителями, малышка чувствовала себя принцессой.
Но однажды в семью пришла беда. Отец семейства тяжело заболел, спустя некоторое время его не стало. Свету родные оберегали от потрясения, окружили любовью и заботой. Спустя месяц девочка начала проявлять тревогу, задавать много вопросов о папе, количество рисунков для папы в больницу резко увеличилось. Мама очень переживала за дочь, ночами без сна сидела около кроватки и от бессилия плакала. Она боялась сообщить ребёнку, что папы больше нет, так как дочь сильно его ждала.
Неожиданно правда стала явью, и последствия разговора не заставили себя ждать – у Светы нарушился сон, появились боли в животе, склонность к слезам, начались поиски игрушки, которую подарил папа.
Психолог объяснила ребёнку, что о ней заботятся родные, мама всегда рядом и очень её любит. В течение 6 месяцев с девочкой индивидуально проводилась психокоррекционная работа, включающая рисование акварельными красками под фоновую спокойную музыку, пение и танцевальные движения, элементы сказкотерапии, общение с домашним питомцем, элементы игротерапии. Например, проигрывая с помощью кукол семейные ситуации, девочка, несмотря на свой возраст, сама предлагала варианты решений. В присутствии психолога мама и Света вспоминали совместные с папой проведённые вечера, игры, прогулки. Света постоянно ждала папу, представляя, как папа приедет с больницы и войдёт к ней в спальню, обнимет, поцелует и всё будет как раньше. А она будет заботиться о папе, потому что он болел и нуждался в её заботе. Через игру девочка проигрывала всё, что её тревожило. Постепенно Света привыкла к мысли, что папа больше не приедет. В какой-то момент, в процессе игры, она сказала, что не будет больше огорчать папу и плакать. Вместе с мамой Света отпустила папу, сказав, что он сейчас на небе, любит её и защищает. И она всегда будет его любить и помнить. В результате проведённой работы сон Светы начал восстанавливаться, девочка спокойней стала относиться к ранее подаренным папой игрушкам и перестала их искать, боли в животе больше её не беспокоили.
Итак, понимание смерти в этом возрасте у детей ограничено. Для маленького человечка важно знать, что о нём заботятся и любят. Дети не в состоянии осмыслить случившееся горе на том уровне, на котором это делают взрослые. Ребёнок страдает, но не всегда открыто скажет взрослому, как ему плохо.
Таким образом, в случае смерти одного из родителей для снижения травматизации необходимо присутствие в жизни ребёнка другого значимого взрослого, который окружит его заботой и теплом, а также возможность проявления собственных чувств. Приемлемой в этой ситуации является психологическая помощь горюющему ребёнку.